Максим Лебедев (maxim_lebedev) wrote,
Максим Лебедев
maxim_lebedev

Category:

Джастификационизм и жизнь

 

 

Я написал:

"Теория знания может развиваться, по крайней мере, двумя путями: она может стараться выводить знание исключительно из истинностных или логических характеристик – алетический подход – или же, основываясь на рефлексии недостаточности истинности для знания, формулировать его в терминах еще и таких характеристик, как достоверность или обоснованность. Второй подход обозначается трудно переводимым термином "justificationism"".

Рецензенты отвечают:



"комментарии о трудно переводимом термине «justificationism» выглядят весьма странно. Известно, что в отечественной литературе по философии науки 60-70-80 гг. термин «justificationism» переводился как "оправдание"… автор просто не знаком со всей той методологической дискуссией в связи с джастификационистской концепцией, которая проходила в указанные годы, как в отечественной, так и в зарубежной философии науки."


Термин «justificationism», разумеется, никогда не переводился как "оправдание". Так переводился термин «justification» (наряду с "обоснование"). Каким же образом рецензенты предлагают присоединить обобщающий суффикс "–изм" к "оправданию"?
И наоборот, термин "джастификационизм" в отечественной литературе по философии науки используется (начиная скорее с 70-х) – в том смысле, в каком употребили «justificationism» Поппер и Лакатош. Так, Д.Г. Лахути в примечании к слову "джастификационизм" в своем переводе "Эволюционной эпистемологии" пишет: "От Justification (англ.) — оправдание. Думается, есть все основания для широкого использования в русскоязычной философской литературе термина «джастификация» и производного от него термина «джастификационизм», как это уже сравнительно давно произошло с терминами «верификация» и «фальсификация»". (Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. Составление Д.Г. Лахути, В.Н. Садовского, В.К. Финна. М: Эдиториал УРСС, 2000.)
Термин "джастификационизм" здесь призван выразить тезис о том, что научное знание состоит из доказательно обоснованных высказываний; это расширенное лейбницианство (т.е. алетический подход), тщетно противостоящее пробабилизму и фальсификационизму. Одним из результатов дискуссии между последователями Куна и Поппера стало появление новых теорий обоснования – релайабилизма, контекстуализма, "гарантированности" (Alston W. Epistemic Justification. Ithaca, N.Y., Cornell University Press, 1989; Annis D. A contextualist theory of epistemic justification — American Philosophical Quarterly, 1978, 15 (3); Audi R. The Structure of Justification, Cambridge: Cambridge University Press, 1993; Chisholm R. Theory of Knowledge. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1977, 3rd ed., 1989; Dretske F. Knowledge and the Flow of Information. Cambridge MA: MIT Press, 1981; Goldman A. Knowledge in a Social World. Ox.: Clarendon Press, 1999; Lehrer K. Theory of Knowledge, Boulder CO: Westview Press, 1990; Nozick R. Philosophical Explanations. Cambridge MA: Harvard University Press, 1981; Plantinga A. Warrant: The Current Debate. Ox.: Oxford University Press, 1993), - для которых характерны, в частности, перенос внимания с научной теории на обоснование отдельных убеждений (beliefs), отход от принципа демаркации (что также, как и фаллибилизм, связано, в определенной степени, с прагматицизмом Пирса), и т.д. Я предпочитаю называть такие теории теориями обоснования, а не "джастификационизмом", т.к. термин у нас оказался плотно занят, причем скорее в противоположном, алетическом смысле.


X-posts ru_philosophy   ru_translate  

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments